Внеклассная работа по биологии в коррекционной школе VIII вида

   
 

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа пронизывает весь процесс обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Она имеет коррекционную направленность и оказывает коррегирующее влияние на личность воспитанников.

 

Главная задача внеклассной воспитательной работы школы VIII вида заключается во всестороннем развитии учащихся , с целью подготовки их к самотоятельной жизни и труду. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с интеллектуальной недостаточностью, на формирование их личности и социальную адаптацию. Именно целенаправленная и систематическая внеклассная воспитательная работа в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности.

 

Коррекция нарушений умственного и физического развития осуществляется не только на уроках, но даже в большей степени на занятиях объединений по интересам. Здесь осуществляется как общая коррекция, так и индивидуальная.

 

Внеклассная работа по биологии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовать их досуг.

 

Она позволяет соединять познавательное и занимательное, и овладевать прочными знаниями. Как известно, стойкий познавательный интерес и повышение уровня знаний формируются при сочетании эмоционального и рационального обучения. Вот почему включение внеклассных мероприятий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

 

Содержание ее может выходить за пределы программы, изменяться и корректироваться учителем по ходу проведения занятий. Кроме того, сами учащиеся могут предлагать тематику работы, что открывает большие возможности для деятельности детей и позволяет удовлетворить разнообразие их интересов.

 

Внеклассная работа отличается многообразием форм: кружок, внеклассное чтение, конференция, утренники, вечера, олимпиады, недели и декады биологии, работа над проектами, выпуск рукописных изданий (газет, альбомов, календарей и т.д.) При всем разнообразии форм следует отметить, что в настоящее время следует отдавать предпочтение не столько словесным и развлекательным формам, сколько общественно--полезной деятельности учащихся.

 

Содержание внеклассной работы в школе, выбор форм ее проведения зависят от интересов школьников, их возраста, местных природно-экономических условий, окружающих школу, опыта учителя.

 

Внеклассные мероприятия нравятся детям, они формируют интерес к предмету, развивают интеллектуальные способности школьников.

 

Примерный перечень работ, которые выборочно могут быть привлечены учителями для практического использования во внеклассной работе:

 

- проведение наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, трудом людей, вызвавшими повышенный интерес учащихся и направленными на более глубокое выяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы;

- экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие города, к местам добычи полезных ископаемых, на поля, фермы и др. с последующим оформлением собранных материалов;

- внеклассное коллективное чтение научно-популярной природоведческой литературы;

- организация уголка живой природы, проведение опытов и наблюдений за растениями и животными, а также наблюдений и опытов на пришкольном участке;

- просмотр кинофильмов природоведческого содержания;

- знакомство с выставками достижений народного хозяйства;

- проведение праздников, утренников, КВН, устных журналов на природоведческую тематику;

- ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами или зверофермами;

- беседы по охране природы, о пользе и значении в жизни человека растений и животных;

- обзоры детской научно-популярной литературы, новинок природоведческих материалов детских журналов и газет;

- общественно-полезная природоохранительная работа: охрана зеленых насаждений, посадка и уход за деревьями и кустарниками, сбор семян и плодов дикорастущих и культурных растений, борьба с вредителями и сорняками полей, огородов, садов, лесов, охрана полезных животных др.;

- посильная работа по оборудованию и оформлению классов - кабинетов биологии, краеведческих уголков, музея школы, экспозиций выставок;

- изготовление простейших наглядных пособий из природных материалов, организация выставок работ учащихся;

- работа по сбору материала для выпуска стенгазет, альбомов, оформления природоведческих уголков;

- выпуск стенгазет, информационных уголков "Это интересно знать", "Читай о природе", "Наши наблюдения за природой" и др.;

- подбор литературы для оформления стенда или уголка новинок, литературы для дополнительного чтения по темам внеклассных занятий;

- вовлечение учащихся в работу станций юных натуралистов, конкурсов и экспедиций.

 

Использованная литература:

 

  • Бгажнокова И.М, Психология умственно отсталого школьника. Учебно-методическое пособие. М.:"Просвящение", 2007.-365 с.
  • Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися/Т.Н.Калечиц, З.А.Кейлина. -М., 1980.- 119 с.
  • Прохорчик А.Ф.Организация внеклассной работы по географии/А.Ф.Прохорчик - Минск, 1980.- 105 с.
 
         
   
 

Марина Николаевна

Незнаева

 
       
Материал подготовлен учителем биологии , педагогом II квалификационной категории М.Н.Незнаевой

Посад

2013

 
Hosted by uCoz